Потеря багажа является страшным сном для многих путешественников. А ведь такие случаи известны и для авиакомпаний не становятся чем-то чрезвычайным. Главное в сложившейся ситуации не паниковать. Рассмотрим основные причины, почему могут потерять багаж, а также объясним, что при этом делать и положена ли компенсация пострадавшим.
Содержание
Почему потеряли багаж
Одним из вариантов инцидента может стать банальная ошибка при сканировании бирки на чемодане. Но здесь вина не только сотрудников аэропорта. Дело в том, что нередко пассажиры забывают или не хотят убирать наклейки с предыдущих поездок.
Грузчики же попросту ошибочно сканируют старую багажную бирку. Таким образом кладь попадает на другую транспортировочную ленту. В связи с такими ситуациями работники аэропортов стали просить убирать ненужные наклейки еще при нахождении на стойке регистрации. Однако это не обязанность сотрудников, а только их право. В реальности не всегда практика находит применение.
Вот еще несколько причин утери багажа:
- Частые пересадки и минимальное время стыковки рейсов. При перегрузке багажа в другой самолет грузчики могут ошибиться и чемодан улетит в ином направлении. Иногда вещи просто не успевают перегрузить.
- Человеческий фактор. Здесь может быть опечатка при заполнении данных для бирки. Иногда сотруднику достаточно плохо закрепить наклейку, что приведет к ее потере. Соответственно, сумка может остаться без опознавательных знаков. Сам турист на такую ситуацию повлиять не сможет, но лучше проверять данные на багажной бирке и надежность ее прикрепления до отправки на транспортировочную ленту.
- Смена владельца. Это значит, что чемодан может случайно забрать другой путешественник. Зачастую это происходит, когда в одном месте находятся одинаковые по внешним признакам вещи. Если у вас случайно оказался чужой багаж, то его следует сдать работникам авиакомпании. Далее необходимо будет действовать по стандартному алгоритму, который будет описан ниже.
Международные аэропорты, как правило, крупные и имеют несколько багажных лент. Необходимо заранее убедиться в том, что вы ожидаете свой багаж в нужном месте. Следует проверить, не отправилась ли ваша сумка в отсек крупногабаритных вещей. В специализированную зону попадают вещи нестандартных размеров. Об этом знают не все.
Как поступить, если багаж потерян
В любом крупном аэропорту есть, так называемое, бюро находок. Оно находится по указателю «Lost and Found». При отсутствии подобной зоны необходимо обратиться за помощью к представителю авиакомпании, посредством которой был приобретен авиабилет. Как вариант, можно попросить помощи у администрации аэропорта.
Для поиска потерянного багажа необходимо будет составить акт, который кодируется как PIR. Данные необходимо указывать печатными буквами, разборчиво. Если бланк заполняется за рубежом, то вся информация должна быть на английском языке. При возникновении сложностей с составлением акта допускается предоставление данной услуги работником аэропорта. Потребуется лишь предоставить загранпаспорт, фотографию багажа, а также отрывную часть купленного билета.
Сведения, указываемые в акте:
- Фамилия, имя и отчество владельца чемодана, сумки.
- Телефон для связи, email и фактический адрес нахождения, куда следует доставить багаж.
- Рейс, на который был куплен билет.
- Пункт отправления и прибытия с имеющимися пересадками.
- Информация, указанная на бирке — наклейке на корешке билета.
Основную часть документа занимает описание вещей. Здесь турист должен указать все сведения, которые помогут оперативно найти багаж. Сюда включается внешнее описание клади: цвет, форма, особые приметы. Также необходимо указать, что находится внутри. Особое внимание рекомендуется уделять уникальным вещам, т.е. не простое перечисление количества футболок и брюк, а описание чего-то оригинального: статуэтки, книги и прочее.
Документ составляется в двух экземплярах. Один из них остается на руках у путешественника. Акт следует сохранять, поскольку в дальнейшем можно получить компенсацию за утерю багажа в аэропорту.
Допускается три варианта развития событий:
- розыск багажа в течение 21 дня с момента прилета (вещи — целы и невредимы);
- удалось найти багаж, но он поврежден;
- результаты поиска отрицательны.
В последних двух случаях владельцы утерянных вещей могут получить компенсацию и возмещение морального вреда.
При получении вещей на транспортировочной ленте и обнаружении повреждений необходимо попросить помощи у сотрудника аэропорта, чтобы составить претензию.
Но в этом случае авиакомпания вправе запросить чек, подтверждающий сумму купленной сумки или чемодана, для возмещения расходов. При отсутствии данного документа компенсация будет рассчитываться по средней стоимости на рынке.
Алгоритм действий при потере багажа
Задержка багажа — 21 день. В течение этого времени необходимо просто ждать результатов. Как только прошло 3 недели, кладь считается утраченной. И в этом случае уже можно составлять претензионное заявление. Пассажир заполняет бланк только от руки и направляет его заказным письмом с уведомлением в ту авиакомпанию, где совершался перелет.
Отправляя претензию, необходимо прикладывать документы, которые свидетельствуют о потере багажа. В самом заявлении следует указать перечень данной документации.
Что необходимо приложить:
- паспорт гражданина (копия);
- багажная квитанция (оригинал);
- отрывная часть билета (оригинал);
- чек, подтверждающий оплату авиабилета (если он приобретен онлайн, то можно распечатать его с email);
- специальный акт PIR (копия);
- данные банковского счета для перечисления компенсации.
При перевозке ценных предметов потребуется приложить чеки, подтверждающие затраченную сумму на приобретение вещей. При отсутствии чеков в любом варианте (бумажном или электронном) возместить их стоимость не получится.
Претензионное заявление пишется в свободной форме. Пассажиру понадобится указать свои данные: ФИО, номер телефона, адрес регистрации или проживания.
Также следует указать реквизиты компании, предоставляющей услуги авиаперелета, и необходимую информацию, касающуюся произошедшего: данные рейса, маршрут следования, описание багажа. Основная часть заявления — запрашиваемая сумма, подкрепленная соответствующими чеками и с указанием данных банковского счета (необходим для дальнейшего перевода средств компенсации).
На рассмотрение заявления дается 1 месяц. Сотрудники авиакомпании сами связываются с составителем претензии. При отсутствии обратной связи и возврата денег в качестве компенсации гражданин имеет право инициировать судебное разбирательство.
Максимальный период по закону для подачи претензии — полгода (для внутренних рейсов по РФ — ст. 126 ВК РФ) и 1,5 года (для международного сообщения 1 ст. 127 ВК РФ).
Размер компенсации
Выплата, предусмотренная в качестве компенсации за потерю багажа, регламентирована международными конвенциями. Компании, занимающиеся авиаперелетами, ссылаются на Варшавскую либо Монреальскую конвенцию при решении вопроса о компенсации средств за утерянный багаж. Компании РФ с 2017 г опираются на Монреальскую конвенцию, согласно которой максимальная компенсация не может превышать 1 тысячи СПЗ (спецправа заимствования). Это созданные искусственно платежные средства, которые эмитируются Международным валютным фондом.
Курс СПЗ нестабилен и меняется сравни другим валютам. Получить сведения об актуальном курсе можно на официальном ресурсе Центробанка России. При перелетах посредством зарубежных авиакомпании следует рассчитывать компенсацию по Варшавской конвенции, где на 1 кг багажа приходится 17 СПЗ. Это относительно небольшая оценка. Однако большая часть стран, куда планируют путешествия жители России, все же придерживаются Монреальской конвенции. Среди таких государств Турция, ОАЭ и страны Европейского союза.
Дополнительная компенсация
Туристам могут компенсировать определенные расходы, если потеря багажа произошла в другом государстве или городе. Предполагается, что человек оказался без необходимых ему вещей в чужом месте, поэтому ему придется тратить деньги на покупку нужных предметов.
Разные авиакомпании придерживаются собственных регламентов относительно дополнительной компенсации. Но все есть перечень вещей, который у всех является стандартным:
- средства гигиены (зубная щетка и паста, расческа);
- лекарства;
- сезонная одежда (купальник, дождевик, зонт и т.п).
Для решения вопроса по возмещению средств на приобретение необходимых предметов можно звонить представителям авиакомпании, а также писать им на электронную почту. Для связи используют также соцсети и чаты на официальных ресурсах компаний.
Возврат средств осуществляется посредством составления претензии, которая также направляется в авиакомпанию заказным письмом с уведомлением. К заявлению следует приложить чеки, подтверждающие покупки.
Что происходит с забытым пассажирами багажом
Вещи, оставшиеся бесхозными, направляются сотрудниками аэропорта в комнату невостребованного багажа или же в бюро находок. При обнаружении потери необходимо в первую очередь обратиться именно туда. При наличии на чемодане или сумке бирки с номером телефона владельца работники сами связываются с пассажиром, чтобы уладить вопрос о возврате багаже.
Потерянные вещи, на которых отсутствует бирка, регистрируются, а соответствующее заявление размещается на сайте World Tracer (Международная поисковая служба). Посредством данного ресурса легко самостоятельно отследить свой багаж, а также найти контактные сведения сотрудников конкретного аэропорта, где располагаются вещи туриста. Нетронутым багаж простаивает в специальной зоне аэропорта 10 дней. Если за это время владелец не выходит на связь, то работники вскрывают чемодан, описывают все содержимое и добавляют эти сведения на сайт с заявлением.
Стоит отметить, что хранение забытых вещей, оставленных на борту или транспортировочной ленте, платное. Точная стоимость определяется администрацией аэропорта индивидуально и указывается за одно место в сутки. Сроки хранения также регламентируются администрацией и составляют в среднем 3-6 месяцев.
Советы для путешественников: как обезопасить себя от потери багажа
Данные советы не являются гарантией сохранности вещей, но максимально обезопасят от подобных инцидентов:
- Для перелетов следует приобретать заметные чемоданы с индивидуальными приметами: оригинальный рисунок или чехол. Это снижает вероятность нахождения рядом похожего багажа. К тому же с яркими акцентами найти чемодан будет проще.
- Снимать ненужные бирки и наклейки перед регистрацией.
- Прикрепить к чемодану записку с данными пассажира: ФИО, номер телефона, email.
- Брать вещи первой необходимости в ручную кладь. Это могут быть лекарства, средства личной гигиены, документы, зарядка для телефон и сам смартфон, сменная одежда и т.д.
- Приезжать в аэропорт за 2-3 часа до отлета, чтобы багаж успели довезти до грузового отсека самолета.
Опытные пассажиры рекомендуют оформлять страховку на случай потери багажа в авиакомпании, в которой куплены билеты на рейс.